Газета «Таганрог»: – Когда началась работа над книгой и почему вы выбрали именно эту тему?
Александр Миргородский: – Материалы я начал собирать больше шести лет назад, однако активная работа над книгой началась осенью 2012 года, а первую версию книги передал корректору уже в апреле 2013 года. Помимо этой темы, я занимаюсь исследованием истории Таганрога времен Гражданской войны, событиями так называемого Красного десанта, Великой Отечественной войны, а конкретнее – периодом оккупации Таганрога, но история обороны Таганрога и Приазовья во время Крымской войны заинтересовала меня больше всего.
Т.: – Получается достаточно длительный срок – работа шла медленно?
А.М.: – В печать пошла вторая версия книги. По сравнению с первой версией ее объем увеличился. Я добавил информацию о деятельности британской разведки, изложение стало более подробным, появилось больше деталей. При этом рассматривается точка зрения всех участников военных действий по вопросу того, был ли толк от Азовской кампании для англо-французской коалиции. Большая часть британских и французских исследователей считает, что, несомненно, толк был – англо-французские войска беспрепятственно взяли под контроль Азовское море, перекрыли транспортные пути, по которым шло снабжение обороняющегося Севастополя. В результате русским пришлось доставлять в осажденный город оружие, боеприпасы, продовольствие и подкрепление более длинным и сложным сухопутным маршрутом. Отечественные же историки утверждают, что, поскольку Таганрог и берега Азовского моря не были оккупированы, противник потерпел поражение.
Т.: – Какие части книги вы считаете наиболее значимыми?
А.М.: – Главное – не мой текст, а мои переводы иностранных документов, которые приводятся в книге. С момента написания первой версии она значительно увеличилась и сейчас включает в себя 93 документа. Это и публикации из подшивки газеты «Таймс», и биографический справочник об участниках Азовской кампании, в том числе об одном из героев обороны Таганрога – подполковнике Македонском. Добавлено множество новых иллюстраций, часть из которых – гравюры – я купил на зарубежных аукционах. Для другой части изображений права публикации были приобретены у французской Национальной библиотеки и Национального морского музея в Гринвиче. Кстати, с тех пор в моей коллекции появились новые гравюры и множество других материалов, которые в книгу, к сожалению, не попали, но которые, как я надеюсь, войдут во второе издание книги.
Т.: – Какую из своих находок при поиске материалов для книги вы считаете наибольшей удачей?
А.М.: – Думаю, однозначно, это подшивка газеты «Таймс» за май-август 1855 года. Есть отдельные интересные данные и из других источников. Например, письмо британской королевы Виктории контр-адмиралу Лайонсу, в котором она выражает соболезнования по поводу смерти его сына, руководившего действиями союзной эскадры в Азовском море. Кстати, есть еще один довольно забавный документ – письмо британского матроса домой. Я его обозначил как «резюме подвигов в ходе Азовской экспедиции матроса 2-го класса Денниса Райана». Письмо довольно интересно читать: автор рассказывает, как он с сослуживцами рубил саблями домашний скот, охотился на поросят, указывая, что их лодки целиком были забиты провиантом. Я считаю, что многим любителям истории следует перед чтением моего текста в этой книге, прежде всего, обратить внимание на документы, по которым можно целиком проследить Азовскую экспедицию. Многие из них были секретными, и рассекретили их только в 1945 году, начиная с рапорта об Азовском море: погодных условиях, времени начала навигации, его важности для русских – и заканчивая сообщениями в ноябре 1855 года об уходе из Азовского моря последних кораблей англо-французской эскадры.
Т.: – Как вы считаете – есть ли шансы на то, что затраты на этот проект окупятся?
А.М.: – В лучшем случае мне удастся окупить часть затрат на печать. С момента выхода первого издания стоимость печати сильно возросла, поэтому мне кажется, что в свете сегодняшних цен следующая новинка по истории Таганрога выйдет нескоро. Мне известно о планирующемся издании двух книг о периоде Великой Отечественной войны в Таганроге. В одной из них будут опубликованы очень редкие фотографии из моей коллекции, сделанные военнослужащими вермахта в 1941-42 годах. Хотелось бы, чтобы они увидели свет. Но я думаю, что тем тиражом, который планировался изначально, эти книги точно изданы не будут.
В любом случае тема Крымской войны мне интересна, и я намерен к ней возвращаться. Нельзя сказать, что вопрос раскрыт только на основании иностранных документов. Проблема в том, что с нашей стороны никаких документов практически нет, зато много предположений и гипотез. По большому счету, то, что написал об обороне Таганрога один из ее руководителей – атаман Краснов в своем рапорте, перепечатанном в «Санкт-Петербургских ведомостях» и в целом ряде иностранных газет, является единственным отечественным официальным первоисточником. Павел Филевский и все остальные историки фактически переписали его версию событий. Наверное, надо пытаться копнуть глубже.
Т.: – В каком направлении?
А.М.: – Приведу пример: если верить отечественным источникам, то в Таганроге присутствовали от 2,5 тысяч до 3,5 тысяч защитников города. Авторитетный историк XIX века Модест Иванович Богданович пишет о 2,5 тысячах человек. У англичан на баркасах, направленных к берегу, было до 500 человек. Следовательно, говорить о том, что нам удалось малыми силами отразить нападение превосходящих сил противника, не приходится. По данным таганрогского историка П.П. Филевского, таганрогский гарнизон мог насчитывать 3,5 тысячи человек, потому что в Таганроге стояли три тамбовских полка народного ополчения. Согласно работе историка Смолина, серьезно занимавшегося темой народного ополчения во время Крымской войны, численность каждого такого полка составляла около тысячи человек. Другой вопрос в том, что Смолин пишет об их выдвижении весной в Таганрог, а прибыли ли они в город к 3 июня – неизвестно.
Т.: – На кого вы ориентировались, когда писали книгу?
А.М.: – Этот проект изначально делался «для себя». После выхода книги некоторые участники таганрогской блогосферы обвинили меня в выборе конъюнктурной темы. Они предложили мне писать не о том, как геройски оборонялся Таганрог в середине XIX века, а о неких недостатках современного облика нашего города. Но меня больше интересует история.
Т.: – Вы достаточно продвинутый в техническом плане человек. Почему вы решили сделать бумажную книгу, а не электронную?
А.М.: – С коммерческой точки зрения, чтобы получить хоть какую-то финансовую отдачу, выгоднее напечатать бумажный вариант. Какие-то отдельные фрагменты или интересные вещи я вполне могу опубликовать в свободном доступе в своем блоге или в периодических изданиях. Мне, например, предлагал сотрудничество крымский журнал «Military Крым». Я планирую подарить большое количество книг нескольким библиотекам и музеям в Крыму: Керчи – в моей работе много информации о событиях в этом городе, а также библиотекам и музеям Симферополя, Севастополя, возможно, Ялты и Феодосии. В Мариуполе уже ждут книгу – и в музее, и в библиотеке, а также несколько местных краеведов, но, учитывая нынешнюю обстановку, пока неясно, когда им удастся ее передать. Думаю, эта книга должна быть также в Геническе, Бердянске и в российском Ейске.
Беседовала Юлия Кендыч
Автор рассказал газете «Таганрог» о том, как работал над книгой и каким образом собирал информацию о малоизвестных эпизодах Азовской кампании.
Где купить?