萨萨 (fudao) wrote,
萨萨
fudao

Categories:

Памяти Виктора Решетникова

Оригинал взят у vergoti в Девять дней
20 апреля не стало Виктора Решетникова (1948-2015) – одного из лучших специалистов-исследователей в области крепостного строительства и истории архитектуры Таганрога

Пик его научной деятельности пришелся на период интенсивного передела городской собственности, когда мало кому было интересно знать о градостроительной ценности таганрогских площадей, о принципах ансамблевой застройки, о том, как невзрачные на первый взгляд, «малоценные» фоновые здания создают то, что называется исторической аурой города...



Не стало на свете Виктора Константиновича Решетникова – одного из лучших таганрогских специалистов-исследователей в области крепостного строительства и истории архитектуры, искусствоведа, выпускника ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина (знаменитой питерской Академии художеств) и очень светлого человека.

Необыкновенно плодотворная научная жизнь его была неразрывно связана с Северо-кавказским филиалом института «Спецпроектреставрация». Благодаря стараниям Виктора Константиновича и его коллег стало возможно воссоздание Никольского храма, научная реставрация городского театра, здания картинной галереи, лавки Чеховых, дворца Алфераки, чеховской гимназии и множества других менее примечательных зданий нашего города, которые, между тем, до сих пор формируют исторический облик старинных таганрогских улиц.

Многократно исходив вдоль и поперек ставший родным Таганрог, он подготовил мощную научную базу для создания так называемых «Охранных зон», зафиксированных знаменитым 301-м Решением 1992 года и рядом других документов.

Масштаб этой работы настолько грандиозен, что на сегодняшний день документы эти можно считать последним и практически единственным бастионом, который пока еще сдерживает нарастающее безумие, связанное с переделкой, перестройкой, перекраской, а то и прямым уничтожением таганрогской старины.

В конце 1980-х – начале 1990-х годов Виктор Константинович много публиковался в столичных и городских печатных изданиях, а потом надолго «замолчал», хотя ни на день не переставал работать. В годы интенсивного передела городской собственности мало кому было интересно знать о градостроительной ценности таганрогских площадей, о принципах ансамблевой застройки, о том, как невзрачные на первый взгляд, «малоценные» фоновые здания создают то, что называется исторической аурой города.

В 2013 году многолетние исследования В.К. Решетникова в области фортификационной и градостроительной истории во многом составили базу книги «Таганрог. История архитектуры и градостроительства конца XVII – начала XX века».



Он был блестящим исследователем, первоклассным специалистом-искусствоведом, человеком с критическим, острым умом и необыкновенно тонкой душой.

Светлая ему память.

М. Григорян

P.S. Две последние статьи В. Решетникова о навигационных сооружениях г. Таганрога и истории знаменитого острова Черепаха войдут во 2-е издание сборника «Петровские укрепления Миусского полуострова», который готовится к выпуску при поддержке некоммерческого фонда «Таганрог исторический».



***
Дороги времени, как будто бы врата
К иным мирам в реальности иные
Где вход от выхода едва ли отличим.
Все перепутано, все слито, все едино.

***
Тоска соединяется с молчаньем
и глохнут в построеньях тишины
и время, и пространство, и мечты,
в которых музыка не делится на части,
и где сознание мое есть только Я,
текущее по времени дороге
известного предела бытия.

***
Застыло время в беге облаков.
С волною ветер слит.
Осенняя пора.
Горячка сердца. Тихий шум дождя.
Над морем чаек крик.
Осенняя пора.

***
Дожди иных времен. Огни святого Эльма.
Слепой полет в ночи за светом глаз
твоих. Безумнейший бросок за грань,
за тот предел, который называют
горизонтом.

***
Накренившись. Воду черпая. Крутую
волну прорезая. Все позади оставляя,
сегодня уйдем в океан,
в сюжеты загадочных драм,
в крик боли и самообман.
Сегодня уйдем в океан,
в сюжеты будущих драм.
Сжигая мосты за собой,
сыграем последнюю роль,
читая стихи на манжетах еще не пришедших
времен.

***
Кричи, кричи, не докричишься
Стучи, стучи, не достучишься.
И времени дороги перекрыты
И мир как будто бы еще недооткрыт.
И тишина, как колокольный звон
над озером души звучит,
звучит мелодией тоскливой.

***
Полночный бред и крик, на плач похожий. Тоскливые гудки.
Шум ветра за окном. И все твои слова от стенки рикошетом
летят в тебя и бьют тебя наотмашь. Уходит время, будто бы вода.
Мгновения похожи на года.

***
Отдать швартовы. Паруса под ветер.
Пусть сердце, как корабль несется
по волнам
и пенится наш след и бьется,
будто крылья
у чайки по прозванью Джонатан.

2004-2005 гг.


Tags: taganrog, архитектура
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments