20 апреля не стало Виктора Решетникова (1948-2015) – одного из лучших специалистов-исследователей в области крепостного строительства и истории архитектуры Таганрога
Пик его научной деятельности пришелся на период интенсивного передела городской собственности, когда мало кому было интересно знать о градостроительной ценности таганрогских площадей, о принципах ансамблевой застройки, о том, как невзрачные на первый взгляд, «малоценные» фоновые здания создают то, что называется исторической аурой города...

Не стало на свете Виктора Константиновича Решетникова – одного из лучших таганрогских специалистов-исследователей в области крепостного строительства и истории архитектуры, искусствоведа, выпускника ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина (знаменитой питерской Академии художеств) и очень светлого человека.
Необыкновенно плодотворная научная жизнь его была неразрывно связана с Северо-кавказским филиалом института «Спецпроектреставрация». Благодаря стараниям Виктора Константиновича и его коллег стало возможно воссоздание Никольского храма, научная реставрация городского театра, здания картинной галереи, лавки Чеховых, дворца Алфераки, чеховской гимназии и множества других менее примечательных зданий нашего города, которые, между тем, до сих пор формируют исторический облик старинных таганрогских улиц.
Многократно исходив вдоль и поперек ставший родным Таганрог, он подготовил мощную научную базу для создания так называемых «Охранных зон», зафиксированных знаменитым 301-м Решением 1992 года и рядом других документов.
Масштаб этой работы настолько грандиозен, что на сегодняшний день документы эти можно считать последним и практически единственным бастионом, который пока еще сдерживает нарастающее безумие, связанное с переделкой, перестройкой, перекраской, а то и прямым уничтожением таганрогской старины.
В конце 1980-х – начале 1990-х годов Виктор Константинович много публиковался в столичных и городских печатных изданиях, а потом надолго «замолчал», хотя ни на день не переставал работать. В годы интенсивного передела городской собственности мало кому было интересно знать о градостроительной ценности таганрогских площадей, о принципах ансамблевой застройки, о том, как невзрачные на первый взгляд, «малоценные» фоновые здания создают то, что называется исторической аурой города.
В 2013 году многолетние исследования В.К. Решетникова в области фортификационной и градостроительной истории во многом составили базу книги «Таганрог. История архитектуры и градостроительства конца XVII – начала XX века».

Он был блестящим исследователем, первоклассным специалистом-искусствоведом, человеком с критическим, острым умом и необыкновенно тонкой душой.
Светлая ему память.
М. Григорян
P.S. Две последние статьи В. Решетникова о навигационных сооружениях г. Таганрога и истории знаменитого острова Черепаха войдут во 2-е издание сборника «Петровские укрепления Миусского полуострова», который готовится к выпуску при поддержке некоммерческого фонда «Таганрог исторический».
***
Дороги времени, как будто бы врата
К иным мирам в реальности иные
Где вход от выхода едва ли отличим.
Все перепутано, все слито, все едино.
***
Тоска соединяется с молчаньем
и глохнут в построеньях тишины
и время, и пространство, и мечты,
в которых музыка не делится на части,
и где сознание мое есть только Я,
текущее по времени дороге
известного предела бытия.
***
Застыло время в беге облаков.
С волною ветер слит.
Осенняя пора.
Горячка сердца. Тихий шум дождя.
Над морем чаек крик.
Осенняя пора.
***
Дожди иных времен. Огни святого Эльма.
Слепой полет в ночи за светом глаз
твоих. Безумнейший бросок за грань,
за тот предел, который называют
горизонтом.
***
Накренившись. Воду черпая. Крутую
волну прорезая. Все позади оставляя,
сегодня уйдем в океан,
в сюжеты загадочных драм,
в крик боли и самообман.
Сегодня уйдем в океан,
в сюжеты будущих драм.
Сжигая мосты за собой,
сыграем последнюю роль,
читая стихи на манжетах еще не пришедших
времен.
***
Кричи, кричи, не докричишься
Стучи, стучи, не достучишься.
И времени дороги перекрыты
И мир как будто бы еще недооткрыт.
И тишина, как колокольный звон
над озером души звучит,
звучит мелодией тоскливой.
***
Полночный бред и крик, на плач похожий. Тоскливые гудки.
Шум ветра за окном. И все твои слова от стенки рикошетом
летят в тебя и бьют тебя наотмашь. Уходит время, будто бы вода.
Мгновения похожи на года.
***
Отдать швартовы. Паруса под ветер.
Пусть сердце, как корабль несется
по волнам
и пенится наш след и бьется,
будто крылья
у чайки по прозванью Джонатан.
2004-2005 гг.
Пик его научной деятельности пришелся на период интенсивного передела городской собственности, когда мало кому было интересно знать о градостроительной ценности таганрогских площадей, о принципах ансамблевой застройки, о том, как невзрачные на первый взгляд, «малоценные» фоновые здания создают то, что называется исторической аурой города...

Не стало на свете Виктора Константиновича Решетникова – одного из лучших таганрогских специалистов-исследователей в области крепостного строительства и истории архитектуры, искусствоведа, выпускника ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина (знаменитой питерской Академии художеств) и очень светлого человека.
Необыкновенно плодотворная научная жизнь его была неразрывно связана с Северо-кавказским филиалом института «Спецпроектреставрация». Благодаря стараниям Виктора Константиновича и его коллег стало возможно воссоздание Никольского храма, научная реставрация городского театра, здания картинной галереи, лавки Чеховых, дворца Алфераки, чеховской гимназии и множества других менее примечательных зданий нашего города, которые, между тем, до сих пор формируют исторический облик старинных таганрогских улиц.
Многократно исходив вдоль и поперек ставший родным Таганрог, он подготовил мощную научную базу для создания так называемых «Охранных зон», зафиксированных знаменитым 301-м Решением 1992 года и рядом других документов.
Масштаб этой работы настолько грандиозен, что на сегодняшний день документы эти можно считать последним и практически единственным бастионом, который пока еще сдерживает нарастающее безумие, связанное с переделкой, перестройкой, перекраской, а то и прямым уничтожением таганрогской старины.
В конце 1980-х – начале 1990-х годов Виктор Константинович много публиковался в столичных и городских печатных изданиях, а потом надолго «замолчал», хотя ни на день не переставал работать. В годы интенсивного передела городской собственности мало кому было интересно знать о градостроительной ценности таганрогских площадей, о принципах ансамблевой застройки, о том, как невзрачные на первый взгляд, «малоценные» фоновые здания создают то, что называется исторической аурой города.
В 2013 году многолетние исследования В.К. Решетникова в области фортификационной и градостроительной истории во многом составили базу книги «Таганрог. История архитектуры и градостроительства конца XVII – начала XX века».

Он был блестящим исследователем, первоклассным специалистом-искусствоведом, человеком с критическим, острым умом и необыкновенно тонкой душой.
Светлая ему память.
М. Григорян
P.S. Две последние статьи В. Решетникова о навигационных сооружениях г. Таганрога и истории знаменитого острова Черепаха войдут во 2-е издание сборника «Петровские укрепления Миусского полуострова», который готовится к выпуску при поддержке некоммерческого фонда «Таганрог исторический».
***
Дороги времени, как будто бы врата
К иным мирам в реальности иные
Где вход от выхода едва ли отличим.
Все перепутано, все слито, все едино.
***
Тоска соединяется с молчаньем
и глохнут в построеньях тишины
и время, и пространство, и мечты,
в которых музыка не делится на части,
и где сознание мое есть только Я,
текущее по времени дороге
известного предела бытия.
***
Застыло время в беге облаков.
С волною ветер слит.
Осенняя пора.
Горячка сердца. Тихий шум дождя.
Над морем чаек крик.
Осенняя пора.
***
Дожди иных времен. Огни святого Эльма.
Слепой полет в ночи за светом глаз
твоих. Безумнейший бросок за грань,
за тот предел, который называют
горизонтом.
***
Накренившись. Воду черпая. Крутую
волну прорезая. Все позади оставляя,
сегодня уйдем в океан,
в сюжеты загадочных драм,
в крик боли и самообман.
Сегодня уйдем в океан,
в сюжеты будущих драм.
Сжигая мосты за собой,
сыграем последнюю роль,
читая стихи на манжетах еще не пришедших
времен.
***
Кричи, кричи, не докричишься
Стучи, стучи, не достучишься.
И времени дороги перекрыты
И мир как будто бы еще недооткрыт.
И тишина, как колокольный звон
над озером души звучит,
звучит мелодией тоскливой.
***
Полночный бред и крик, на плач похожий. Тоскливые гудки.
Шум ветра за окном. И все твои слова от стенки рикошетом
летят в тебя и бьют тебя наотмашь. Уходит время, будто бы вода.
Мгновения похожи на года.
***
Отдать швартовы. Паруса под ветер.
Пусть сердце, как корабль несется
по волнам
и пенится наш след и бьется,
будто крылья
у чайки по прозванью Джонатан.
2004-2005 гг.