萨萨 (fudao) wrote,
萨萨
fudao

Category:

Дню кино посвящается – про «Экипаж», «Есению» и 29 ряд

Оригинал взят у vergoti в Дню кино посвящается – про «Экипаж», «Есению» и 29 ряд

На днях Галине Николаевне Мазуровой исполнилось 75 лет. Почти 40 лет свой жизни она демонстрировала фильмы в знаменитом кинотеатре г. Таганрога — «Рот-Фронт», в главном кинотеатре нашего города и нашего детства



Фото кликабельно

После окончания школы, в сентябре 1958 года, 18-летняя Галя стала внештатным (без зарплаты) учеником киномеханика в кинотеатре «Комсомолец». Затем штатным, затем механиком второй категории и, наконец, первой. Замужество и рождение сына вынудили её перевестись из ленинградского института киноинженеров, где она училась в то время, в ростовский кинотехникум, который она закончила с отличием.



Галина Николаевна точно уже не помнит, как в начале 60-х судьба привела её в самый большой «первоэкранный» кинотеатр города. Уже с 1958 года «Рот-Фронт» имел широкий экран, второй зал, буфет. Она вспоминает время, когда на смену 35 мм плёнке пришла 70 мм. Старые проекторы, своими силами, срочно переделали под широкую плёнку. Плёнка то и дело рвалась, но к обрывам приноровились, сведя остановки к минимуму.


Фото кликабельно

Когда были старые дуговые аппараты «на углях», вспоминает юбиляр, киномеханикам за «вредность» даже молоко давали. На смену дуговым лампам пришли ксеноновые и молоко отменили. Появилась и другая пленка: вместо целлулоидной, на основе горючей нитроцеллюлозы, пришла нитра-плёнка, которая плавилась, но уже не горела.






Было время когда переводчики читали закадровый текст, (помните, как в старом кино молодые девушки, затаив дыхание, смотрят зарубежную мелодраму. Голос с экрана: «I love you». Переводчик в зале устало: «Я тебя люблю». С экрана: «I love you», переводчик: «Фраза повторяется дважды»). В «Рот-Фронте» это были просто дикторы, которые читали напечатанный текст перевода, сидя в аппаратной.



Галина Николаевна вспоминает первую грандиозную очередь на мексиканскую костюмированную мелодраму «Есения», в начале семидесятых. Фильм вышел в прокат перед самым Новым годом. Люди занимали очередь с раннего утра. Хвост очереди, петляя, изгибаясь и пуская пар, уходил, заворачивая на улицу III Интернационала (ул. Греческая).



В 1979 году силами нескольких заводов (в основном завода им. Димитрова и Машзавода), кинотеатр был реконструирован. У него появился огромный, по тем временам, экран – почти 5 на 12 метров (4,75х11,80), его называли «влитой», три новых чехословацких стационарных киноустановки «Meo 5 SX» и 675 посадочных мест в новых мягких креслах. На каждом кресле был прибит номер, сделанный методом чеканки (просуществовали они не долго, так как легко сгибались и выдергивались).

Новые чешские кинопроекционные аппараты фирмы Meopta были настоящей фантастикой. Они позволяли демонстрировать и старый формат 3:4, и широкоэкранные, и широкоформатные фильмы. В них могли использоваться бабины повышенного объёма. Аппараты были с возможностью перемотки плёнки непосредственно на кинопроекторе, что упраздняло электромоталки и облегчало работу.



Самый продолжительный прокат, вспоминает Галина Николаевна, был у фильма «Экипаж» – больше двух месяцев. Плёнку из нескольких двухсотметровых бабин склеивали в три больших рулона и заряжали сразу в три аппарата. Приклеивали магнитную метку на точку перехода и оставалось лишь приглядывать за техникой. Фильм был двухсерийный, в день получалось 5 сеансов (10 серий), и так день за днём. При сдаче плёнку снова резали.



Если фильм был «шикарный», но на город давали одну копию, дирекция киносети не упускала случая и фильм крутили в двух главных кинотеатрах: в «Рот-Фронте» и «Октябре». Сеансы ставились со сдвижкой, нанимались мальчики на велосипедах, которые в «переноску» таскали бабины.

Работа начиналась в 8 утра. Первый сеанс – в 8:45, последний – в 21:45. В день – 8 сеансов. Самый дорогой билет стоил 35 копеек. Самые престижные места были в 29 ряду, за последним проходом. Это были места, как сейчас бы сказали, для vip-персон, и там всегда держали свободными пару кресел.



Отдельная история – это распространители, которые были почти на всех крупных предприятиях города. Утром, у дверей кассы, выстраивалась целая очередь из распространителей. Планы по сеансам были расписаны по заводам на месяц вперёд, и в кассе кинотеатра оставалась лишь малая часть билетов.



В кинотеатре работали: технорук (технический руководитель), 10 киномехаников в должности инженеров и старших инженеров, по 5 человек на смену; кассиры, уборщицы, водитель на «бобике»... Галина Николаевна говорит, что народ был очень дружный. В этот женский коллектив, каким-то образом, влился художник Володя Самбуров, фамилию которого долго вспоминали. Он много лет рисовал замечательные афишы и для «Рот-Фронта», и для подшефного кинотеатра «Буревестник», который находился в парке, где в сезон, вечерами, работники «Рот-Фронта» тоже крутили кино.

Кстати, «Буревесник» был построен на месте военного немецкого кладбища. В связи с этим, Галина Николаевна вспомнила историю, что рядом с аппаратной была комната, где поселили женщину с ребенком, которая и охраняла, и убирала кинотеатр. Однажды, она решила выкопать себе погреб. Выкопать-то выкопала, но пользоваться им было невозможно из-за удушающего тлетворного запаха.



Картина за картиной, киножурналы, киноанонсы... Страна вступала в перестройку. В кинотеатре даже установили стерео динамики... Но время шло, СССР распался, появились видеомагнитофоны. Число зрителей уменьшилось. Но всё ещё приходили взрослые мужчины, бегавшие сюда ещё мальчишками, со своими детьми, и те удивлялись, глядя на экран: «Какой же здесь большой телевизор».

Конец прошлого века – страна окунулась в «рынок» и в городе закрыли все кинотеатры. Все, кроме «Рот-Фронта». Из работников осталось 2 человека. Первый сеанс был в 12 часов, последнего не было вообще. Кассовый вестибюль даже не открывали, билеты продавали на входе. Сеанс считался состоявшимся, если в зале было не меньше пяти человек.

1 ноября 1997 года кинотеатр закрыли... Навсегда.

Всех с Днём кино!




Ещё раз сердечно поздравляем Мазурову Галину Николаевну с юбилеем, и благодарим её за предоставленные материалы, а также за 38 лет необыкновенной работы, которую мы не видели, но результаты которой остались с нами на всю жизнь.

__________________________________

Евгений Леонов занимательно о профессии киномеханика



КиевНаучФильм о кинопроекторе МЕО




Tags: taganrog, кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment