
К нам в руки случайно попала редкая фотография, сделанная в 1970 году (тогда кладбище еще было действующим), и мы попытались найти этот замечательный памятник. При этом не было известно ни его местоположение, ни кому он принадлежал...

На помощь снова пришли материалы «Спецпроектреставрации»...

Уже в 1990 году от мраморной скульптуры ангела оставался лишь обломок, сам же памятник значился как «надгробие неизвестного». Примерное месторасположение постамента было обозначено на карте.
Вооружившись ею и потрясающими знаниями и чутьем Лены Алексеенко, мы сумели его обнаружить.

Не было ни малейшей надежды найти хотя бы следы статуи ангелочка, однако нам повезло — у подножия постамента

ножки ангела — все, что осталось от скульптурного навершия...

Мы подвергли постамент из белого мрамора тщательному исследованию и сумели определить имя — надгробие принадлежало Анне Прохоровне Залесской, урожденной Шауфус, родившейся в 1801 году.

Лена Алексеенко за работой
Интересно, что постамент памятника оказался буквально насыщен символикой - причем как часто встречающейся в таганрогском некрополе, так и, с нашей точки зрения, уникальной.
Боковые грани постамента обрамлены тонко прорисованными факелами, обращенными пламенем вниз — популярный в эпоху классицизма символ окончившейся жизни.
Верхушка постамента, в настоящее время сброшенная на землю, украшена барельефом в виде песочных часов с крыльями — символ быстротечности времени.
Ниже, на 4 гранях постамента можно видеть четыре не повторяющих друг друга символа:

1) крылатый уроборос (свернувшийся в кольцо змей, заглатывающий собственный хвост) — символизирует вечность и бесконечный цикл смерти и возрождения;

2) связка из трех головок мака — популярнейший со времен Древней Греции символ сна и смерти, атрибут бога сна Гипноса и бога смерти Танатоса.

3) пчела — этот символ в таганрогском некрополе нам встретился впервые. Изображенная на гробнице, пчела обозначает бессмертие и воскрешение (в древности зимняя спячка пчел истолковывалась как их временная смерть).

4) венок из тюльпанов — символ кратковременности красоты и молодости.
Рядом с захоронением Залесской (Шауфус) находится еще один интересный памятник, украшенный скульптурой плакальщицы. Снова фотография 1970 года:

Сейчас он выглядит так:


No comment...((
Несколько больше повезло памятнику Аристиду Тарле. Сначала фотография, сделанная в 1970 г. :

сегодня постамент памятника выглядит так:

Однако фигура «Надежды», снятая с постамента в 1976 году, благополучно обитает в «скульптурном дворике» Таганрогского художественного музея.

Следует обратить внимание, что это именно «Надежда», а не «плакальщица», от которой она отличается непременным атрибутом — якорем (христианский символ надежды) и приподнятым вверх, одухотворенным лицом (головы «плакальщиц» всегда склонены вниз).
Еще один превосходный беломраморный памятник, обозначенный в краеведческой литературе как «надгробие Турилони», о котором ничего достоверного выяснить не удавалось:

Подвергнутый расчистке постамент обнаружил потрясающее открытие. Елене Алексеенко удалось почти полностью восстановить посвятительную надпись:
«Сей памятникъ поставленъ на века [...] Таганрогскимъ купцомъ [Михеем Михайловичем] (?) Андреевымъ-Туркинымъ жене и детям ея»

Семья купцов Андреевых-Туркиных была одной из самых богатых в Таганроге. Наиболее знаменитый ее представитель, Михаил Михайлович (1868—1944), выкупил у собственников дом, в котором родился А.П. Чехов, подарил его городу, и стал первым директором литературного чеховского музея в Таганроге.
И напоследок, памятник с пожалуй наиболее трагической судьбой — захоронение греческого купца И.П. Даллапорте (Деллапорте). См. фото 1970 г. :

День сегодняшний —

«Вот всё, что осталось от Снупи» © :-((
Скульптурное навершие в виде скорбящего ангела сохранилось и находится в «скульптурном дворике» Таганрогского художественного музея.
О художественных надгробиях XVIII—первой половины XIX века
Продолжение следует...
Группа по старому кладбищу Таганрога во ВК