萨萨 (fudao) wrote,
萨萨
fudao

Categories:
  • Music:

Немного о мемориальной пластике

В этой записи остановимся несколько подробнее на некоторых наиболее интересных скульптурных композициях, выявленных в ходе первой и второй археологических экспедиций на таганрогское старое кладбище.


К нам в руки случайно попала редкая фотография, сделанная в 1970 году (тогда кладбище еще было действующим), и мы попытались найти этот замечательный памятник. При этом не было известно ни его местоположение, ни кому он принадлежал...



На помощь снова пришли материалы «Спецпроектреставрации»...


Уже в 1990 году от мраморной скульптуры ангела оставался лишь обломок, сам же памятник значился как «надгробие неизвестного». Примерное месторасположение постамента было обозначено на карте.
Вооружившись ею и потрясающими знаниями и чутьем Лены Алексеенко, мы сумели его обнаружить.



Не было ни малейшей надежды найти хотя бы следы статуи ангелочка, однако нам повезло — у подножия постамента sarmatian91 обнаружил и расчистил нижний фрагмент скульптуры.


ножки ангела — все, что осталось от скульптурного навершия...


Мы подвергли постамент из белого мрамора тщательному исследованию и сумели определить имя — надгробие принадлежало Анне Прохоровне Залесской, урожденной Шауфус, родившейся в 1801 году.


Лена Алексеенко за работой

Интересно, что постамент памятника оказался буквально насыщен символикой - причем как часто встречающейся в таганрогском некрополе, так и, с нашей точки зрения, уникальной.

Боковые грани постамента обрамлены тонко прорисованными факелами, обращенными пламенем вниз — популярный в эпоху классицизма символ окончившейся жизни.

Верхушка постамента, в настоящее время сброшенная на землю, украшена барельефом в виде песочных часов с крыльями — символ быстротечности времени.

Ниже, на 4 гранях постамента можно видеть четыре не повторяющих друг друга символа:


1) крылатый уроборос (свернувшийся в кольцо змей, заглатывающий собственный хвост) — символизирует вечность и бесконечный цикл смерти и возрождения;


2) связка из трех головок мака — популярнейший со времен Древней Греции символ сна и смерти, атрибут бога сна Гипноса и бога смерти Танатоса.


3) пчела — этот символ в таганрогском некрополе нам встретился впервые. Изображенная на гробнице, пчела обозначает бессмертие и воскрешение (в древности зимняя спячка пчел истолковывалась как их временная смерть).


4) венок из тюльпанов — символ кратковременности красоты и молодости.

Рядом с захоронением Залесской (Шауфус) находится еще один интересный памятник, украшенный скульптурой плакальщицы. Снова фотография 1970 года:


Сейчас он выглядит так:



No comment...((

Несколько больше повезло памятнику Аристиду Тарле. Сначала фотография, сделанная в 1970 г. :


сегодня постамент памятника выглядит так:


Однако фигура «Надежды», снятая с постамента в 1976 году, благополучно обитает в «скульптурном дворике» Таганрогского художественного музея.


Следует обратить внимание, что это именно «Надежда», а не «плакальщица», от которой она отличается непременным атрибутом — якорем (христианский символ надежды) и приподнятым вверх, одухотворенным лицом (головы «плакальщиц» всегда склонены вниз).

Еще один превосходный беломраморный памятник, обозначенный в краеведческой литературе как «надгробие Турилони», о котором ничего достоверного выяснить не удавалось:


Подвергнутый расчистке постамент обнаружил потрясающее открытие. Елене Алексеенко удалось почти полностью восстановить посвятительную надпись:
«Сей памятникъ поставленъ на века [...] Таганрогскимъ купцомъ [Михеем Михайловичем] (?) Андреевымъ-Туркинымъ жене и детям ея»


Семья купцов Андреевых-Туркиных была одной из самых богатых в Таганроге. Наиболее знаменитый ее представитель, Михаил Михайлович (1868—1944), выкупил у собственников дом, в котором родился А.П. Чехов, подарил его городу, и стал первым директором литературного чеховского музея в Таганроге.

И напоследок, памятник с пожалуй наиболее трагической судьбой — захоронение греческого купца И.П. Даллапорте (Деллапорте). См. фото 1970 г. :


День сегодняшний — 

«Вот всё, что осталось от Снупи» © :-((

Скульптурное навершие в виде скорбящего ангела сохранилось и находится в «скульптурном дворике» Таганрогского художественного музея.

О художественных надгробиях XVIII—первой половины XIX века



Продолжение следует...

Группа по старому кладбищу Таганрога во ВК


Tags: old cemetery, taganrog
Subscribe

Posts from This Journal “old cemetery” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

Posts from This Journal “old cemetery” Tag