Таганрог, 7–го ноября. — Из такой отдаленной глуши редко доходят вести в столицу. Две тысячи слишком верст отделяют Таганрог от Петербурга, то есть, десять слишком дней пути, и какого еще пути!... Но «время на время не походит», как говорит петербургский корреспондент газеты — и очень, прибавим мы с душевным умилением. Железная дорога будет проходить во ста верстах от Таганрога, дорога из Петербурга в Крым, уже законтрактованная, железная дорога! … Петербург, привыкший к этим цивилизованным путям сообщения, не в силах представить себе восторга, каким проникнуты дальния провинции — при мысли одной, что близ них или даже чрез них пройдут ветви колоссальной железной дороги. И вот отдаленныя захолустья перестанут быть отдаленными и не будут уже захолустьями. Последствия чрезвычайныя, в сотый раз уже журналами исчисленныя и все-таки неисчислимыя.
Таганрог заранее торжествует благоденствие свое, удостоившись к тому еще особой Царской милости. 27-го октября привезена в город камер-юнкером Двора Его Величества, графом Сиверсом — копия, за скрепою г. министра внутренних дел, с Высочайшей грамоты, дарованной всей Екатеринославской Губернии. В грамоте этой Государь осчастливил жителей Таганрога особою, в крайне-лестных выражениях, благодарностью — за понесенные ими труды и оказанные подвиги в годину испытаний. Воля Государя была даровать Таганрогу, для вечнаго хранения, особый экземпляр грамоты этой. Такое драгоценное внимание обожаемаго Монарха к городу, действительно участвовавшему в бранной тревоге только что миновавшей войны, было принято с живым восторгом жителями и отпраздновано достойным образом.

Барельеф №5 «Отражение защитниками Таганрога англо-французского десанта 22 мая (3 июня) 1855 года
Октября 28-го г. управляющий Таганрогским Градоначальством А. Б. Броневский пригласил к себе всех служащих чиновников и прочих граждан к предстоящему празднику, который начался торжественным вручением, графом Сиверсом, грамоты г. градоначальнику. Немедленно по принятии грамота была вынесена г. градоначальником собравшемуся на плаце, перед квартирой его, войску и народу, и общим сонмом началось парадное шествие к собору, где духовенство ожидало восприять обещанный храму дар (Его Величество изволил выразить желание, чтобы грамота хранилась в кафедральной церкви города). По окончании литургии, г. Броневский прочел громогласно всем присутствовавшим в храме Царскую грамоту. Впечатление, произведенное на слушателей, было самое живое и трогательное: умиленные ласковым словом Царским, они спешили присоединить благодарственныя молитвы свои к общему молению духовенства, возглашавшаго многолетие Императору и Августейшей Фамилии. Затем, во исполнение Высочайшей воли, г. градоначальник А.Б. Броневский сдал грамоту соборному духовенству. Начался крестный ход и торжество кончилось парадом войска, которым, на этот раз, к довершению удовольствия жителей, командовал генерал-лейтенант И.И. Краснов. Случайно прибыв в город, г. Краснов, вместе с жителями, удостоился отпраздновать Царскую милость, обращенную к гражданам за то памятное время, когда Таганрогу угрожали союзныя силы неприятельскаго флота и Краснову вверена была защита города, увенчавшаяся успехом. В равной мере жителям приятно было видеть в ряду войск и охотников из здешних граждан, то есть, добровольно вызвавшихся некогда защищать город от угрожавшей ему опасности. Давно уже уволенные от обязанности (за минованием в ней надобности), они вновь приглашены были к этому дню г. градоначальником. По окончании парада, войско отлично было угощено купеческим сословием, а служащий класс — градским главою.

Барельеф №6 «Взятие английской канонерской лодки «Джаспер» в Таганрогском заливе 12 (24) июля 1855 года»
Спустя несколько дней, в ознаменование этого же торжества, дан был городом большой обед, на котором присутствовали: камер-юнкер граф Сиверс, как гость, привезший городу милостивое слово Царское, дивизионный генерал Румянцев, генерал-лейтенант Краснов, иностранные консулы и разныя почетныя лица таганрогского общества. Во время обеда г. градоначальником провозглашены были тосты: за здравие Государя, Императриц, Наследника Цесаревича и всего Царскаго Дома, принятые с восторгом и — при громе музыки — сопровождавшиеся единодушным «ура!». Вслед затем г. градоначальник провозгласил здоровье г. министра внутренних дел и г. новороссийского и бессарабского генерал-губернатора, как ближайшего местного начальника. Обед кончился тостами за благоденствие России, роднаго города, за процветание торговли и за все иностранное и русское купечество, представители котораго были здесь на лицо.
#Крымскаявойна #таганрог