
Один из болиндеров Азово-Черноморской флотилии в районе высадки. DeGolyer Library, SMU.
В качестве ответной меры, главнокомандующий кайзеровской армией и один из ключевых участников советско-германских переговоров о перемирии, генерал Эрих Людендорф санкционировал проведение высадки десанта на Таманском полуострове, препроводив в министерство иностранных дел телеграмму следующего содержания: «...Высадка русского десанта под Таганрогом, которая до сих пор продолжается, вынуждает меня занять город Тамань, чтобы иметь базу для наступления на позиции большевиков восточнее Тамани. Как я понимаю, [советское] российское правительство дистанцируется от событий в акватории Азовского моря и не в состоянии на них повлиять. В таком случае они должны признать за нами неотъемлимое право очистить побережье Азовского моря от разбойничьих банд, а также смириться с переносом демаркационной линии, произошедшим не по нашей воле. Прошу довести соответствующее заявление до сведения правительства [Советской] России. Кроме того, принимая во внимание текущие события, у [советского] российского правительства не должно быть ни малейшего сомнения в том, что я оставляю за собой полную свободу действий в проведении наступления на Новороссийск, если того потребует военное положение...».
Советский посол в Берлине А. Иоффе срочно связался с В.И. Лениным по телефону и доложил о сложившейся ситуации. В частности, диппредставитель отметил: «…всяческое оплошное, даже мелкое провоцирование с нашей стороны будет немедленно использовано с военной точки зрения. Необходимо ни в коем случае не допустить до этого». Понимая всю сложность складывавшейся ситуации, Ленин в этот же день направляет в Ейск телеграмму следующего содержания: «Германские власти заявляют: войска из Ейска совершают набеги на территории, занятые германскими войсками. Ставим на вид. Установленная демаркационная линия ни в коем случае не должна быть нарушена. Виновные будут подлежать строгой ответственности перед Революционным трибуналом».
В этой связи немцы в категорической форме отказались подписывать ранее согласованный сторонами договор о перемирии. Данное обстоятельство вынудило В.И. Ленина 12 июня направить телеграмму главкому Северо-Кавказской армии Калнину с требованием немедленно запретить выход морских судов из Ейска. Тем не менее, несмотря на прозвучавшие угрозы из Москвы, власти Кубано-Черноморской Советской Республики были уже не в состоянии остановить обреченную на провал десантную операцию под Таганрогом...