Простояв всю ночь у Таганрога, утром 23 мая (4 июня) корабли соединенной англо-французской эскадры развели пары, снялись с якорей, убрали поставленные ранее бакены и в 9:30 покинули рейд в направлении Мариуполя, куда прибыли тем же вечером.
Очень многие иностранцы были наслышаны об этом городе благодаря книге А. Демидова (он же Анатоль де Демидофф, князь Сан-Донато), опубликованной в 1840 году в Париже и посвященной его путешествию по югу России и Крыму. В 1853 году это сочинение стало доступно и русскому читателю: «Мариуполь есть город портовый и торговый, особенно примечательный по чрезвычайной деятельности, в нем господствующей. В это место, как и вообще во все прибрежные города, свозят из внутренних областей хлеб и нагружают на Генуэзские корабли, которые не забыли еще дороги к здешним берегам, где некогда Генуэзское могущество являлось с таким блеском. На кораблях, приходящих из Италии в Мариуполь, доставляются изделия небольшого, весьма промышленного, городка Кьявари, находящегося неподалеку от Апеннинских гор; сверх того те же корабли доставляют сюда колониальные товары, которые Генуя сама получает от Англичан»
Приведем выдержки из рапорта капитана 1-го ранга Э.М. Лайонса, опубликованного нами в 2014 г. в старой книге:
«Сир,
имею честь сообщить Вам, что вчера вечером вверенные мне корабли и шесть французских пароходов бросили якорь около Мариуполя. Сегодня утром на рассвете я отправил командира «Ардента» Хортона (в сопровождении французского офицера с таким же поручением), для того чтобы потребовать сдачи на тех же самых условиях, как в Таганроге. Я просил его выразить местным властям мою (и командующего французской эскадрой) искреннюю надежду на то, что нас не будут вынуждать прибегнуть к мерам, которые подвергнут опасности весь город, т.к. нашей целью было уничтожение всей военной контрабанды с уважением к частной собственности.

«Захват и поджог складов и русских казенных учреждений в Марианполе (Мариуполе)». Французская гравюра из личной коллекции автора.
В связи с тем, что по истечении срока ультиматума представитель противника не явился, я отправил баркасы с линкоров эскадры (которые присоединились к нам) и шлюпки с наших кораблей к Мариуполю для выполнения нашей задачи силой. Морскими пехотинцами в шлюпках командовал лейтенант Ньюджент Макнамара (Королевская морская артиллерия), а общее командование направленных к городу сил было возложено на лейтенанта «Миранды» Маккензи. Французские шлюпки присоединились к нашим.
После того как морские пехотинцы и группа легковооруженных французов высадились на берегу под прикрытием орудий баркасов, 600 казаков под командованием полковника покинули город. Морские пехотинцы и легковооруженные французские матросы овладели городом: огромные запасы зерна в амбарах были подожжены и уничтожены отрядами поджигателей под командованием лейтенанта французского флота Лёжёна и лейтенанта корабля Ее Королевского Величества «Миранда» Томаса Суинберна. Были приняты все меры предосторожности, для того чтобы причинить городу как можно меньше вреда. <...> Склады с зерном, планкой и другими запасами, которые рассматривались как военная контрабанда, были полностью уничтожены без малейших потерь для десанта...»