Таганрог, учитывая его морскую торговлю с заграницей, Турцией и другими государствами Средиземноморья, является очень важным городом для Российской империи и роль его только вырастет после установления мира, когда станут лучше понятны преимущества экспортной торговли и город будет перенаселен негоциантами и приказчиками. Единственное, чего не хватает данной отрасли торговли, это место для склада товара между Таганрогом и Феодосией или Керчью, где в любое время года смогли бы благополучно прибывать более крупные суда, чтобы забрать груз из русских изделий при умеренной стоимости фрахта. Торговля возродилась только с подписанием последнего мирного договора. В 1792 году число торговых судов, заходивших сюда, составило 60, а к десятому октября нынешнего, 1793 г., здесь побывало уже восемьдесят кораблей. В основном, это были торговые корабли из Греции, главным образом с Венецианских островов, Турции, королевства обеих Сицилии и Неаполитанских государств <..>

Таганрог. Гравюра Георга Шальтера. 1837 г.
Суда, задействованные в таганрогской морской торговле двухмачтовые или трехмачтовые. Их осадка в загруженном виде составляет от 10 до 12 футов, а экипаж состоит из 10–12 матросов. <…> Путь отсюда до Константинополя или обратный зачастую занимает всего неделю, хотя экипажи и декларируют 40 или 60 дней, чтобы побыстрее пройти карантин. <…> Основными предметами экспорта из Таганрога являются: железо, пшеница, масло, сало, веревка, канат, паруса, пенька, русские ткани, соленая и прессованная черная икра, селитра, вывозимое контрабандой кожсырье, свиная щетина, заячьи шкуры и другие меховые изделия. Греческие матросы покупают для личных нужд в больших количествах ткани Затрапезникова, небольшие зеркала и прочие безделушки. <…> Из Таганрога можно сделать гораздо более выгодную доставку в порты Средиземноморья, нежели через Балтийское море...
Из книги «Наблюдения, сделанные во время путешествия по южным наместничествам Русского государства»