Отпраздновали столь важную для страны победу с большим размахом. Сначала в марте 1775 были утверждены несколько трактатов об оказании народу «милостей, выгод и облегчений», а в июле того же года единовременно по всей Российской Империи прошли праздничные мероприятия — «Всерадостое торжествование мира с Оттоманскою Портом».

Рисунок М.Ф. Казакова
Кульминация праздника состоялась в Москве – утром 10 июля, по сигналу, данному из 5 пушек, все находившиеся в Москве гвардии и полевые полки были поставлены в парад от дворца у Пречистинских ворот до Соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы. Весь путь чествования императрицы Екатерины II, а также соборный пол и крыльцо были покрыты красным сукном, а по обеим сторонам дороги стояли гренадеры. После прочтения поздравительной и благодарственной речи на имя Её Императорского Величества, была зачитана ответная «роспись» о милостях и награждениях, пожалованных Екатериной.

Ногайская Орда (быки и фонтаны с вином)
В пятый день торжества, 21 июля (1 августа) 1775 года, императорская чета с фрейлинами и придворными кавалерами направилась в парадном экипаже на Ходынку, где сразу по прибытии Её Императорского Величества началась пушечная стрельба и игра на трубах и литаврах. На берегу реки был устроен настоящий праздничный городок, представлявший собой уменьшенные копии территориальных приобретений Российской Империи. После прибытия и выхода из кареты Екатерины, был дан залп из двух пушек и народу были поданы жареные быки на специально устроенных пирамидах, а из фонтанов (земли Ногайской Орды) пущено виноградное вино. Одновременно с этим начались народные игры, хождения по канату, пирамиды из людей и прочие «народные увеселения».

Азовская крепость («ресторан»)
Пять обеденных столов для императрицы, высокопоставленных лиц и иностранных гостей располагались на территории так называемой Азовской крепости. Посередине крепости находились музыканты, игравшие на протяжении праздничного обеда итальянскую музыку.

На импровизированном Таманском полуострове находился театр для эквилибристов («балансёров»)

Керчь-Ениколь (галереи и зал для собрания)
По окончании обеденного кушания, императорская чета проследовала в галереи (Керчь-Ениколь).
В это же время в оперном доме (Кинбурн) давали Французскую комедию, «но Ея Величество присутствовать там не соизволила».

Кинбурн (театр)
Шестой день, 22 июля (2 августа), был объявлен днем отдыха, а в седьмой день в четверг 23 июля (3 августа) императрица под звуки труб и литавр снова прибыла на Ходынку, где сначала были народные игры, после чего в оперном доме состоялось театральное представление, а в залах и галереях (Керчь-Ениколь) начался маскарад, «в котором присутствовали Ея Императорское Величество и Их Императорския Высочества в маскарадном же платье».

Таганрог (ярмарка)
После посещения театрального представления, Екатерина II отправилась в другой построенный городок – Таганрог. Императрица видела будущее крепости (находившейся на тот момент в процессе восстановления) в сфере торговли — импровизированный Таганрог представлял из себя «ярмонку», состоявшую из лавок, заполненных разным товаров, где «купив на знатную сумму товаров, и объявив торгующим в тех лавках Российским купцам Монаршее свое благоволение, соизволила возвратиться обратно в галлереи (Керчь-Ениколь)…».

Фейерверк
В завершении императрица и знатные персоны проследовали к построенным кораблям, где до полуночи шёл фейерверк: «До начатия фейерверка, при наступлении ночи, зажжена была иллюминация на двух особо сделанных щитах, и построенныя суда, как то корабли, яхты и галеры и все крепости были иллюминированы разными огнями, так же и все окружающия Ходынку строения и отдаленныя места, а в Азовской крепости накрыты были для находящихся в маскараде обоего пола персон пять столов с холодным кушаньем, за которыми столами кушали бывшия в маскараде персоны по переменно. Оный маскарад кончился после полуночи в 4 часа».
#керчь #еникале #таганрог #азов #екатеринаII