萨萨 (fudao) wrote,
萨萨
fudao

Categories:
  • Music:

Колокол-путешественник

В Севастополе, на территории музея-заповедника «Херсонес Таврический» находится, пожалуй, самая знаменитая «таганрогская» достопримечательность, расположенная за пределами Таганрога и хранящая эхо Русско-Турецкой войны 1769–1774 и Крымской войны. Это знаменитый «Туманный колокол». В его верхней части до сих пор можно рассмотреть две полосы орнамента, а внизу надпись, местами не читаемую: «Сей колокол вылит … Николая Чудотворц… в Таганр.. из турецкой … артиллерии весом… пу.. ду 1778 года лета август… числа».


«Туманный колокол» в Херсонесе. Фото 10-летней давности из архива редакции.

Все знают, что колокол был отлит в Таганроге из турецких пушек, взятых в качестве трофеев в ходе войны. В свое время он украшал таганрогский Свято-Никольский храм. На колоколе изображены покровители моряков Св. Николай и Св. Фока. В 1803 году, после того как главной военно-морской базой России стал Севастополь, колокол передали в новый строящийся храм Святого Николая.

В период Крымской войны Херсонесский монастырь был занят французскими войсками и в 1856 году, после подписания мирного соглашения, эвакуирующиеся войска вывезли этот колокол в числе других трофеев в Париж. Об его прибытии свидетельствуют французские источники: «28 июля прибыл севастопольский колокол, подаренный императором Собору Парижской Богоматери. Его поместят на одну из башен. Этот колокол среднего размера и украшен бесподобной работой по бронзе».

Гораздо менее известна история возращения этого колокола в Россию и ее дополняют французские источники (перевод автора).

Десятки лет он висел в южной башне Собора Парижской Богоматери, и, как свидетельствуют отечественные и французские источники, впервые о нем вспомнили в конце XIX века. В августе 1896 года с инициативой передать севастопольский колокол императору Николаю II на страницах французской прессы выступил доктор Бертран (Александр Бертран?): «У нас в Париже находится прекрасное изделие из бронзы, символ мира и ликования. Это был бы прекрасный подарок российскому императору в доказательство того, что французская дружба не пустое слово. Я имею в виду «Большой севастопольский колокол» (la Grande cloche de Sebastopole). Французской прессе следует добиться того, чтобы этот колокол был передан царю. Он висит в одной из башен Собора Парижской Богоматери и почти все время хранит молчание по причине того, что на его боку есть славное «ранение», оставленное французским ядром (car elle porte au flanc la glorieuse blessure d’un boulet français). После падения Севастополя его отправили в Париж, и следует признать, что сам по себе он представляет собой достаточно посредственный военный трофей, поэтому его и передали Нотр-Даму…<…> Денежные суммы, собранные при содействии прессы, могли бы покрыть необходимые расходы на съем и отправку колокола в Севастополь». В августе 1896 года французская пресса брала интервью по этому поводу у настоятеля собора Св. Александра Невского в Париже, а еще два года спустя в Севастополе было заведено дело «О возвращении из Франции колокола, плененного в Крымскую кампанию и висевшего в башне храма в Париже. Начато в 1898 г.».


Колокол в южной башне Нотр-Дама. Открытка из коллекции А.В. Миргородского.

Итогом пятнадцати лет переписки между командованием севастопольского порта и французским правительством стала договоренность о возврате «таганрогского» колокола на родину. Непосредственное решение о передаче России бывшего военного трофея было подписано министром образования и изящных искусств Луи Барту с подачи вернувшегося из рабочей поездки в Россию президента Франции Раймона Пуанкаре. Кроме того, активное участие в решении этого вопроса принял французский консул в Севастополе Луи Ге — за оказанное содействие он был награжден русскими орденами — Св. Анны 2-й степени и Св. Владимира 4-й степени.

Некоторые подробности этого дела публиковались в августе 1913 года на страницах парижских газет: «Всего еще несколько дней в южной башне Собора Парижской Богоматери около знаменитого большого колокола можно будет видеть не менее знаменитый севастопольский колокол. <…>Он вернется в Россию, где снова займет свое место в севастопольском соборе, покинутое более полувека назад. Этот колокол посвящен Святому Николаю, о чем свидетельствуют надписи славянскими буквами. Он был привезен из Севастополя во время Крымской войны и стал одним из трофеев солдат нашей победоносной армии. Наполеон III передал его в дар Собору Парижской Богоматери. Колокол весит больше 3000 кг и сделан из сплава бронзы и серебра в такой правильной пропорции, что считается единственным, у которого такой вибрирующий и в то же время мелодичный звук. Раньше его использовали только для того, чтобы созывать на важнейшие церковные праздники и в него звонили только по случаю важных событий…<…> А у нас в память о тех событиях останется Севастопольский бульвар (Boulevard de Sebastopol)».

А вот что сообщает в заметке под названием «Колокол-путешественник» (La cloche voyageuse) другой французский корреспондент: «Вчера в 15:45 при стечении большого количества священнослужителей и любопытствующих колокол увезли. Он весит 3000 кг и имеет 1,57 м в высоту и 1,75 м в ширину.<…> Колокол поместили на грузовик и доставили на вокзал Ля-Шапель – видимо именно из-за такого названия (фр. La Chapelle — «часовня, капелла») этой станции было предназначено послужить для отправки предметов культа».

23 ноября 1913 года колокол вернулся на прежнее место в Херсонесском монастыре и сегодня «Туманный колокол» является одним из важнейших объектов Государственного историко-археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический»...




Tags: book project, taganrog
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments