fudao Таганрог, ул. Фрунзе, 80

Listens: 02 谭晶 - 绒花

Categories:

«Возрождение музея»

О нашем музее пишет sarmatian91 для газеты «Новый Таганрогский курьер»:

На культурно-туристическую карту Таганрога вернулся значимый объект, который за время реставрационных работ даже начали забывать. Однако «Музей градостроительства и быта Таганрога» восстал и представил посетителям совершенно обновлённую экспозицию.   

Фото Сергея Плишенко
Фото Сергея Плишенко

Было…   

Уникальный музей, созданный в 1981 году для популяризации единого архитектурно-градостроительного ансамбля Таганрога, и по своему формату практически не имеющий аналогов в стране, в последние десятилетия переживал не лучшие времена.   

Многие помнят этот музей по гастролирующим выставкам восковых фигур в цокольном этаже. Некоторые — по проходившим там же ярмаркам бижутерии из янтаря. И, пожалуй, реже воспоминания о самих музейных залах.   

В 90-е годы рассказ о Таганроге, как о «городе мечты» Петра I, звучал несколько иронично на фоне действительности за окном. А в пресыщенные мультимедийными зрелищами 2000-е, тягаться по популярности с оккупировавшими цоколь восковыми «Шрэками» и «Бэтменами», старой скромной экспозиции было нереально.    

Важной датой оказался 2016-й год, когда Таганрогский музей-заповедник (ТГЛИАМЗ  - комплекс из семии музеев) получил финансовый грант по федеральной программе «Культура России».   

На эти средства в 2017 году вместе с ещё двумя музеями ТГЛИАМЗа — Краеведческим («Дворец Алфераки»), и Литературным («Гимназия»), «Музей градостроительства» был закрыт на реставрацию. Изменения, как оказалось, произошли не только с фасадом здания.  

Стало   

«Главным героем нашей экспозиции является город. Город, меняющийся во времени. Вы увидите, что каждый зал имеет своё собственное лицо. И при этом, в каждом зале использовано, как минимум четыре уровня подачи информации», — рассказывает директор музея Марианна Григорян — кандидат искусствоведения, один из авторов фундаментального труда по истории таганрогской архитектуры.    

Главное – это, конечно, подлинный экспонат — настоящие предметы, сохранившиеся на протяжении веков. Второй уровень — объёмные макеты — планы города, крепости, гавани. Такие объекты присутствуют во многих залах. Третий уровень – тематические информационные планшеты с поясняющими текстами. Ну, и наконец ещё один способ донесения информации — современные мультимедийные устройства.    

В первом зале, посвящённом эпохе Петра I и Екатерины II, во всю ширину стен здесь развернулись старинные чертежи крепости и гавани, гравюры с видами Таганрога — увеличенные в десятки раз. Связь времён ощущается в картинных рамках на стенах. В одних рамках — старинные бумажные чертежи, в других — тоже старинные чертежи, но уже на электронных носителях.   

Рядом с реконструкцией подводной части стен петровской гавани, стоит дубовая свая, извлечённая со дна таганрогского порта, и некогда действительно служившая частью искусственного мола старой гавани.    Стоит отметить, что новая экспозиция включила в себя целый ряд экспонатов, никогда ранее не выставлявшихся. И эта свая, три века спавшая на дне моря — один из них.    

Гордость зала — старинная бронзовая медаль, реплика золотой медали, пожалованной царём итальянскому капитану Матвею Симонту за строительство таганрогской гавани. С этой медалью связана ещё одна характерная черта новой экспозиции — формировали её не только «запланированные» вещи.    

Авторы выставочного пространства творчески обыгрывали и те предметы, которые неравнодушные таганрожцы преподносили музею в дар. Например, лучше рассмотреть план крепости, отчеканенный на вышеупомянутой медали (чтобы потом сравнить с макетом на стене), теперь помогает специальная линза, подаренная музею Игорем Павленко — председателем фонда «Таганрог исторический». И таких примеров участия таганрожцев в создании новой экспозиции – немало.    

Из первого зала во второй и далее посетители движутся «против часовой стрелки» — вдоль окон парадного фасада по ул. Фрунзе. По словам Марианны Григорян, в этом ещё одно отличие от старой экспозиции, развёртывание которой шло «по часовой», вдоль окон внутреннего двора.   

За «Петровским» залом следует «Александровский», в стиле «ампир». Это портрет города первой половины XIX века, эпохи наивысшего экономического благоденствия старого портового Таганрога.   

Зал второй половины XIX века -  это тот самый «век девятнадцатый, железный», о котором писал в своё время Блок. Экспозиция посвящена росту промышленности, приходу в Таганрог железной дороги, жизни города той эпохи в целом.   

Следующий зал посвящён «эклектике». Этот смешанный стиль в архитектуре и декоре впитавший в себя, порой в причудливых вариациях, почти все прочие стили был невероятно популярен как в фасадах, так и в интерьерах старого Таганрога. Ведь эклектика — это дух города, смешавшего в себе за века истории различные крови, наречия, культуры. Поэтому всего-то один стиль и был удостоен целого зала.   

Повсюду в музее есть технические новинки: тачскрины, проекторы, лайтбоксы — «световые короба» с нанесённым поверх изображением. В каждом зале есть свои «жемчужины»: кресло из дворца Александра I, линза старого, разрушенного маяка... И всё же есть в один маленький зал, который даже на фоне этого разнообразия можно назвать особым.  

 Это бывший кабинет хозяина дома, помещика Евгения Шаронова. Зал, украшенный богатой майоликовой печью (майолика — обожжённая глина, покрытая глазурью и красками) рассказывает о самом явном, но и самом ранее «недосказанном» богатстве «Музея Градостроительства» — непосредственно об особняке, в котором музей расположен. А особняк этот, построенный в 1912 году знаменитым Фёдором Шехтелем, украшенный масками ливийских львиц работы Михаила Врубеля, и целыми майоликовыми картинами по фасаду, способен рассказать о себе многое. И рассказывает — в фильме, снятом о доме Шаронова авторами экспозиции, и демонстрируемом теперь в бывшем кабинете помещика — в «майоликовом зале» музея.   

«Сегодня наши знания о Таганроге трёх веков его существования находятся на гораздо более высоком уровне, чем в годы создания первой музейной экспозиции, — подчёркивает Марианна Григорян. — Ликвидированы многие белые пятна в архитектурно-градостроительной истории города, вышли из забвения имена таганрогских архитекторов. Всё это позволило предложить посетителю музея качественно иной уровень экспозиции».  

Будет!   

«Если в начале пьесы на стене висит ружье, то (к концу пьесы) оно должно выстрелить»,  — писал Чехов. Чтобы не нарушать заветы земляка-классика, вспомним про «восковых шрэков и бэтменов», о которых говорилось в начале. Что будет с этими, регулярно приезжавшими ранее, обитателями цокольного этажа? Очевидно, им придётся подыскать другую площадку.  В освободившемся цоколе кипит работа. Своего открытия ждут ещё пять выставочных залов, которые расскажут об архитектуре и градостроительстве Таганрога советской эпохи. И когда работы будут завершены, выставочная площадь составит небывалые для «Градостроительства» 500 квадратных метров.    

Нынешний, «дореволюционный» этап экспозиции авторы посвятили 121-й годовщине основания Таганрогского городского музея. Работы над вторым этапом команда сотрудников музея собирается завершить к сентябрю, и открыть ко Дню города.   

Что там будет? И правда ли «Круглый дом», с высоты птичьего полёта похожий на букву «С», это начало планировавшегося грандиозного квартала-«надписи» — «СССР»? Узнаем в сентябре.   

Станислав ПАДАЛКА 

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.