Нэнни, но не нянюшка, а ведьмочка
Выбирая названия для своих кораблей, судовладельцы зачастую обращаются к истории, античной мифологии или литературе. «Катти Сарк» – самый знаменитый и единственный сохранившийся клипер XIX века – тоже не исключение.
В переводе с английского название парусника означает «Короткая женская сорочка» - это отсыл к шотландской народной легенде, согласно которой молодая и красивая ведьма носилась по болотам в короткой ночнушке, завлекая мужчин в трясину своей обнаженной грудью. Эта история легла в основу поэмы Роберта Бернса «Тэм О’Шэнтер», которая прославила ведьму на болотах.
Поэтическое произведение описывает историю, случившуюся с фермером Тэмом из-за его пристрастия к элю. Ночью, возвращаясь домой из трактира, шотландец тайком наблюдал пляску ведьм. Ведьмы были старые и дряхлые, и лишь одна из них - юная и прекрасная. Вот как звучит фрагмент поэмы Бернса в переводе С. Маршака:
Она была в рубашке тонкой,
Которую еще девчонкой
Носила, и давно была
Рубашка ветхая мала.
Не знала бабушка седая,
Сорочку внучке покупая,
Что внучка в ней плясать пойдет
В пустынный храм среди болот,
Что бесноваться будет Нэнни
Среди чертей и привидений…
Нэнни была одета только в эротичную «мини-сорочку (cutty sark)» и охмелевший фермер был так возбужден и зачарован зрелищем, что не удержался и громко вскричал «Браво, Короткая рубашка!» (Weel done, Cutty-sark!).
Обнаружив Тэма, нечистая сила бросилась за ним в погоню, а лошадь Мэг понесла его галопом к спасительному мосту через речку – согласно шотладским поверьям, ведьмы не могут пересекать бегущую воду. Когда перепуганная кобыла была уже на мосту, из кустов вынырнула быстроногая ведьма-красотка и схватила ее за кончик хвоста. Именно поэтому Нэнни всегда изображается с пучком конских волос в руке.
Заказчик судна не только выбрал название «Катти Сарк», но и решил украсить нос фигурой прекрасной ведьмы Нэнни. Оригинальная фигура была сделана в 1869 году художником по дереву Фредериком Хельером (Frederick Hellyer) по эскизу Г. Линтона (Hercules Linton).
В 1970 году она прошла реставрацию и сегодня подлинник экспонируется на выставке носовых фигур на борту «Катти Сарк». Кроме того, ее можно видеть и на некоторых старых фотографиях, где видны повреждения и утраты частей ростровой фигуры из-за шторма. В 1956-1957 году в ходе реставрационных работ фигуру на носу заменили на новую, несколько отличающуюся от оригинального проекта Линтона.
Построенный в 1869 году клипер прослужил очень долго и занимался перевозкой чая, шерсти и других товаров. Особую славу этот парусник получил в 70-е года XIX века, благодаря своему участию в «чайных гонках» и «шерстяных гонках». Сначала корабль служил под британским флагом, а затем под португальским. История умалчивает об аренде «Катти Сарк» судовладельцами из других стран, что, впрочем, не мешает моделистам всего мира украшать ее модели своими национальными флагами. Так, например, в 2013 году в Ливадийском дворце нашей редакции удалось запечатлеть легендарный клипер под жовто-блакитным прапором.
В 1922 году сильно перестроенный парусник был выкуплен у португальцев отставным английским капитаном, который восстановил его прежний вид и оснастку. Позднее судно было переоборудовано в стационарное учебное судно.
В 1954 году «Катти Сарк» поставили на вечную стоянку в сухом доке Гринвича и с тех пор используется как музей (филиал Королевских музеев Гринвича), став одной из достопримечательностей британской столицы...