fudao

Listens: [窈窕]-Pípá.Yao.Tiao-Traditional.Chinese

Category:

Лоренс Олифант о посещении Таганрога в 1852 г. (часть II)

Публикуется впервые. Часть первая | Часть вторая

Гравюра 1830х годов
Гравюра 1830х годов
«...Окрестности Таганрога необычайно плодородны, и не может быть ни малейшего сомнения в том, что окружающая степь прекрасно подходит для выращивания высокоствольных деревьев. Зимой торговля, само собой, замирает, транспортное сообщение по воде и суше прекращается, и передвигаться можно только в санях. Вполне возможно добраться в Азов через залив по льду.

Население Таганрога составляет примерно 22 тысячи жителей. Основными статьями торговли являются: осетровая икра, кожа, сало, пшеница, шерсть, железо и другие изделия из Сибири, которые сюда доставляют по Дону. Азовское море славится запасами осетра еще со времен греческих колоний, и здесь его до сих пор вылавливают в больших количествах.

Несмотря на продолжающийся рост торговли и населения Таганрога, я не думаю, что его процветание имеет постоянный характер. Гавань - одна из самых неудобных в Европе, и постепенно стала такой мелкой, что корабли вынуждены становиться на якорь в 12-15 милях от берега. Нет никакого сомнения в том, что она быстро заполняется. Не далее как в 1793 году
профессор Паллас описывал спуск на воду большого фрегата, в то время как сейчас навигация непроста даже для лихтеров.

Как если бы недостаточно было разрушения Таганрогского порта природой, почти каждое прибывающее сюда судно также делает свой вклад. Российское правительство строго запретило выброс за борт балласта, которым загружено большинство приходящих парусников, а таможенным служащим предписано проверять соблюдение этого приказа посредством измерения осадки каждого корабля в
Керчи, а затем его перепроверки в Таганроге. Само собой разумеется, что подобной процедурой правительство только предоставило новый источник дохода для таможенных инспекторов, и совершенно не добилось желаемого результата. Взятка, данная в Керчи соразмерно объему подлежащего выбросу балласта, производит мгновенный эффект по облегчению корабля, и после выброса за борт груза камней на входе в Таганрогскую гавань, осадка судна приходит в полное соответствие с замерами, сделанными в Керчи. Таким образом, расходы за выгрузку на берег балласта уменьшаются до более умеренной суммы взятки. Следствием подобной системы станет дальнейшее уничтожение гавани пропорционально увеличению объемов торговли и торгового значения города, до тех пор, пока он не станет в такой высшей степени зажиточным, что уже ни один корабль больше не сможет к нему приблизиться. <…>

Мы с жадностью поглотили несколько подшивок «Галиньяни» (англоязычная газета Galignani Messenger – А. М.), предоставленных любезным
английским консулом (Дж. П. Каррутерсом – А. М.), изучили каждую лавку в Гостином Дворе, буквально запеклись на знойных улицах, а потом охладились в крепостных валах, нанесли визит градоначальнику князю Ливену, посетив его дачу, исчерпали все удовольствия, которые можно было найти в плохо управляемом отеле, который, по мере восстановления нашего представления о цивилизации, казался все менее и менее комфортным, и, по прошествии двух дней Таганрог нам опостылел. В этих обстоятельствах мы очень обрадовались известию о том, что капитан прусского брига («Берта» – А. М.) предложил доставить нас в Керчь при условии, что мы готовы отправиться немедленно…»

Перевод: А. В. Миргородский

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.