🎼 Концертобесие и как с этим бороться

Никогда еще, кажется, не бывало въ Петербургѣ такого огромного числа концертов, как в нынѣшнем году. Бываетъ два, три, даже четыре концерта в один день, такъ-что бѣдный лѣтописец, обязанный разсказывать читателям обо всех общественных развлечениях, мог бы придти в самое затруднительное положение, если бы, к его счастiю, эти концерты большею частiю не были так плохи, что о них не стоит даже и говорить. Всякий, кто сколько-нибудь бегло играет на фортепьяно или поет, с грехом пополам, две, три цыганские песенки, два, три романса, считает себя вправе дать концерт.
Следовало бы публикѣ принять какiя-нибудь мѣры против этого. Вы скажете, что никто не заставляет ѣздить въ плохiе концерты? Вот в том-то и бѣда, что заставляютъ. Не надеясь привлечь слушателей силою дарования или интересным составом концерта, виртуозы прибегают к разным более или менее замысловатым ухищрениям и средствам, связывают вас по рукам и ногам, почти силою приводят на свой музыкальный праздник и заставляют терпеть в чужом пиру похмелье.

От этих виртуозов нѣтъ спасенья. Пользуясь музыкоманией наших дам, ихъ страстью покровительствовать артистам, они обращают наших дам в самое страшное, самое неотразимое средство для своих посягательств на карманы и уши несчастного Петербурга. Горе вамъ, если вы любите музыку или прикидываетесь меломаном! Горе вашему карману! Горе ушам вашим! Запритесь лучше на цѣлый постъ въ вашей квартирѣ и не показывайтесь на Божiй свѣтъ, скажитесь больнымъ, уѣзжайте изъ Петербурга, разорвите, на время, всѣ общественныя связи и знакомства… Не вѣрьте женской улыбкѣ, не вѣрьте рукопожатию друга, не вѣрьте приглашению на обѣдъ, или ужинъ — эта улыбка прикрывает билет, в руке друга скрыт билет, за обедом вам поднесут билет, вас угостят музыкой вместо ужина. Без особенных предосторожностей не ездите слушать ни Гаумана*, ни Контских**, ни Нерудъ***; иначе, за два или за три часа наслаждения вы заплатите горькою необходимостью прослушать какого-нибудь Шнапсиуса, двух, трех, четырех Шнапсиусов, которые атакуют вас при самом входе в концертную залу и навяжут вам, для вас самих и для друзей ваших, десятка три билетов.

Бѣгите же, бѣгите из Петербурга, положите у дверей вашихъ голоднаго бульдога, скажитесь больнымъ, притворитесь мертвымъ, или горе вамъ! Послушайтесь нашего совѣта, раскаяваться не будете; уѣзжайте изъ Петербурга или запритесь въ вашей квартирѣ, а мы подробно донесемъ вамъ не только о концертахъ Гаумана, Контских и Нерудъ, но даже о музыкальных подвигахъ Шнапсиусовъ, о невѣроятномъ проворствѣ и ловкости профессора Германна, о подарках и новостях, готовящихся к Пасхѣ, обо всем, что может интересовать вас…
Газета «Санкт-Петербургские Ведомости», 1856 г.
* Теодор Гауман (Theodor Haumann; 1808-1878)— бельг. музыкант, скрипач;
** Аполлинарий Контский (польск. Apolinary Kątski; 23 октября 1825 года, Варшава — 29 июня 1879 года, там же) — польский российский скрипач, композитор и педагог.
*** — Вилма Неруда-Норман (нем. Wilma Neruda-Norman, урождённая Вильгельмина Мария Франциска Неруда; 21 марта 1839[4], Брно — 15 апреля 1911, Берлин) — скрипачка чешского происхождения.
1 comment
Post a new comment
Post a new comment