1860 г. Освящение собора в городе Ростове (на Дону)
Репортаж корреспондента столичной газеты об освящении Ростовского собора в 1860 г.:
«Собор наш (построенный по плану и размерам церкви Введения в С. Петербурге) есть украшение города; давно уже производится его постройка и наконец летом нынешнего года совершенно окончены боковые приделы. Преосвященный Леонид, архиепископ Екатеринославский и Таганрогский, был в нашем городе в начале сентября, осмотрел приделы и обещал прислать из Екатеринославля разрешение на освящение их. Старый деревянный собор до того обветшал, что служение в нем зимою было весьма затруднительно. Освящение нового собора, теплого и поместительного, становилось поэтому необходимым; его ожидали еще и потому, что разрешение могло быть замедлено происками некоторых лиц, интриговавших против протоиерея, которые впрочем были неправы, и которым большинство, все что в городе есть благонамеренного, не сочувствовало.
В конце ноября получено от преосвященного разрешение. Освящение приделов последовало 4-го и 5-го декабря и совершено со всевозможною торжественностью.

Предполагавшегося крестного хода из всех прочих градских церквей в собор нельзя было, к сожалению, совершить, по случаю дурной погоды, а потому совершен крестный ход из старого только собора в новый со всею святынею, несенною священниками; это происходило в 2 часа пополудни 3-го декабря; по входе в новый храм и поставлении всего на приуготовленных местах, отправлено благодарственное молебствие Пресвятой Богородице и, по прочитании с коленопреклонением молитвы, возглашена вечная память строителям храма: протоиерею Григорию и рабу Божию Феодору. В 3 часа того же дня началась малая вечерня, а в 5 часов вечера всенощное бдение в приделе Преображения Господня; на утро в 8 часов (4-го декабря) последовало освящение соборной воды, а затем освящение престола и литургия, окончившаяся в час по полудни. Торжество возвещено было пальбою из пушек близ собора, неумолкавшею два дня во все продолжение богослужений. Ночью собор весь горел, как в огне, от множества плошек и смоляных бочек, а днем развевались вокруг него флаги моряков. Весь город истинно, непритворно радовался; самые даже противники были довольны, кроме, разумеется, главных двух зачинщиков, небывших даже в церкви. Кроме городского населения, много было молящихся и из окрестных мест, так что храм, при всей обширности своей, не вмещал в себе всех. В сослужении, кроме соборного протоиерея Николая Ручкина, было каждый раз по шести священников, все в белых ризах, а на молебнах по десяти. Тем же порядком вечером 4-го и днем 3-го декабря совершено было освящение придела во имя св. апостол Петра и Павла. Торжество заключилось обедами у протоиерея Ручкина и церковного старосты Дмитриева.
Главный престол будет совершенно готов будущим летом и мы надеемся, что сам преосвященный освятит его на радость всех жителей города Ростова. Мы ожидаем этого счастливого события, а теперь радуемся тому, что богослужение может совершаться уже в храме, величие которого вполне соответствует значению города Ростова... »