Торжественный обед в русском лагере / Май 1856 г.
В марте 1856 года в Париже состоялось подписание мирного договора, положившего конец Крымской войне. С этого момента некогда непримиримые на поле боя противники начали общаться, совершать визиты в лагерь противника, обмениваться сувенирами, участвовать в дружеских соревнованиях. О многих таких эпизодах рассказывается на страницах книги «Крымская война на Азовском море».
«Данное письмо датировано 5-м числом и написано французским штаб-офицером Восточной армии. Оно даёт представление о “застольном этикете (habitudes de table)” русских:
“Спешу направить вам рассказ о том, каким образом я провёл вчера время у русских. Несколько дней назад к нам на завтрак приходил полковник их генерального штаба, и после этого пригласил нас провести день в лагере, расположенном в центре Каралезского ущелья – очень грозная позиция русских, расположенная напротив нашей. Мы выехали верхом в сопровождении нескольких штаб-офицеров в восемь часов утра, и добрались до лагеря немного после полудня. Поездка была приятной, наш путь пролегал через Шульскую долину и по очень живописной местности, покрытой орехом, вишней и другими деревьями, которые сейчас в полном цвету. Каралезское ущелье представляет собой глубокую равнину, окаймлённую величественными и ощетинившимися орудиями возвышенностями. Окажись мы достаточно глупы, чтобы атаковать здесь противника, они бы просто похоронили нас здесь живьём, сбрасывая камни с высоких утёсов в долину. Квартира принимающего нас хозяина представляет собой красивый дом на дальней оконечности оврага, окружённый садом.
Как только мы приблизились, военный оркестр заиграл мотив из “Потерянной драгоценности”[1] – “Ah! Qu'il fait donc bon cueillir des fraises”[2]. По правде говоря, услышать этот рондель было для меня большим сюрпризом. После того как я спешился, наш тамада, полковник Циммерман[3], пригласил нас войти в дом, где мы вскоре были окружены русскими офицерами в расшитых мундирах с орденами. Мы рассчитывали на встречу только со штаб-офицерами нашего ранга, но среди принимающих нас офицеров оказались генерал Врангель[4], только прибывший тем утром, чтобы принять командование над остающимися в Крыму войсками; командующий 3-м корпусом генерал Ушаков[5], а также многие другие, чьи фамилии мне будет сложно воспроизвести.
Через несколько минут после прибытия нас пригласили за стол. Обеденный зал находился под шатром, что, благодаря прекрасной погоде, было намного предпочтительней, чем в помещении. По русской традиции, чтобы разжечь аппетит, вас приглашают к столу для закусок, где можно взять стакан бренди или джина, закусывая сардинами, сыром, и многими другими вещами, пропитанными в уксусе. При этом последние могут скорее отбить желание есть; тем более если учесть, что они все пьют из одного стакана, используют одну вилку, и проглатывают сардину за раз – без хлеба и не удаляя кости.
По завершении этой прелюдии, мы заняли места за богатым столом. У меня было почётное место между генералом Врангелем и другим генералом. Стол был заставлен бутылками вина, но при этом не было ни капли воды. Всё вино было от наших поставщиков в Камышовой бухте. Сначала мы попробовали горячий русский паштет, состоявший из рубленого мяса смешанного с рисом, яйцами, икрой и другими приправами. Это было очень вкусное блюдо. После этого нас угостили супом, поданным в чашках. Он был сильно приправлен корицей. Затем на стол поставили горячую ветчину, куски жареной говядины весом в 40 фунтов, и так далее. Новое блюдо подавалось каждые ¾ часа, и эти интервалы были заполнены тостами и возлияниями. После этого принесли сладкие блюда “à la Française (на французский манер)”, и мы понадеялись, что на этом пиршество закончится; однако мы заблуждались на этот счёт, и как только забрали наши тарелки, нам подали жареную индейку с салатом, приправленным уксусом и сахаром. Мы были вынуждены надругаться над своими желудками, чтобы не показаться хозяевам невежливыми. На протяжении пяти часов поднимались тосты за здоровье императора Наполеона, за российского императора, за маршала Пелисье, и других. Мы встали из-за стола почти в шесть часов. Нам предстоял путь верхом в 10 льё, поэтому, выкурив несколько сигар, мы отправились домой, прибыв к своим казармам в 10 часов. Как выяснилось, наших лошадей не откармливали так как нас, и за весь день они не получили ни одного зёрнышка”».
------------------
[1] Опера в 3 актах французского композитора Адольфа-Шарля Адана (1803–1856), написанная в 1853 году.
[2] Франц. «Ах! Как же приятно собирать клубнику».
[3] Циммерман Аполлон Эрнестович – генерал от инфантерии (1825–1884), герой Крымской (Восточной) и Русско-турецкой войн.
[4] Врангель Николай Ермолаевич???
[5] Ушаков Александр Клеонакович – генерал от инфантерии (1803–1877).