Описание Бердянска в редкой книге Жоржа-Шарля Клуэ
Сразу после окончания Крымской войны небольшим тиражом вышла книга одного из союзных офицеров, активно участвовавших в Азовской кампании 1855 года.
76-страничное издание называется Renseignements hydrographiques sur la mer d'Azof. Au depot general des cartes et plans de la marine («Гидрографические сведения об Азовском море. В архив топографических карт ВМФ») и выглядит так:

Небольшая справка:
Клуэ Жорж-Шарль (1817—1889) — французский вице-адмирал и государственный деятель. Начал службу на флоте в 1832 году; лейтенант с 1839 года; капитан-лейтенант с 1846 года. В ходе Азовской экспедиции 1855 года командовал авизо «Брандон», принимавшим участие в обстреле Таганрога 22 мая (3 июня) 1855 года, отличился в нескольких десантных операциях по поджогу фуража в районе Геническа в августе 1855 года. Был награжден Крымской медалью (1856). Капитан 2-го ранга с 1855 года; капитан 1-го ранга с 1862 года; контр-адмирал с 9 марта 1867 года, вице-адмирал с 17 декабря 1874 года. Морской префект города Шербур с 1875 по 1877 годы. Министр военно-морского флота и колоний в 1880—1881 годах. Кавалер большого креста ордена Почетного легиона в 1881 году.
Книга интересна не только интересными описаниями и сведениями о городах Азовского моря, маяках или глубинах. Судя по нумерации двух изображений (которые есть у нас в наличии), там более 40 зарисовок, сделанных Клуэ непосредственно во время службы на борту «Брандона». Кроме того, в конце книги есть ещё карты (вроде бы их шесть).
Вот как французский офицер изобразил и описал Бердянск:

«Бердянский рейд один из лучших в Азовском море; заиленное песчаное дно и небольшой уклон превосходно подходят для постановки на якорь. Для якорной стоянки в этом месте опасны только юго-западные ветры; сильные ветры с запада делают море очень жёстким, и в таком случае нужно стать на якорь на 1½ метра глубже осадки судна.
Течение, вызываемое сильными западными ветрами, достигает скорости в 1½ мили; направление течения – вдоль береговой линии, мимо Алгрея и Бердянска, затем оно огибает косу, как бы выходя из Бердянского залива к оконечности маяка, курсом на юго-запад. Поэтому, при таких обстоятельствах корабль будет находиться более-менее поперёк ветра относительно той точки в бухте, где он бросит якорь.
Бердянск – молодой город, основанный князем Воронцовым. Он выстроен у подножия крутого морского берега и на гладкой поверхности низменности, которая преобладает с севера. Белая церковь виднеется с достаточно большого расстояния; она (как и большинство русских храмов в этих краях) выстроена в византийском стиле, и её купол окружён ещё четырьмя колоколенками. Бердянск построен по регулярному плану и выделяется множеством красивых построек. С рейда видна часть Гостиного двора, или базара, расположенного недалеко от пристани. Он представляет собой большую квадратную площадь с колоннами и аркадами. За городом виднеются прекрасные сады; в западной части города расположена регулярная группа небольших и невысоких домов, которую называют немецкой слободкой*.
Берег представляет собой прекрасный песочный пляж, который описывает относительно города небольшую кривую без малейшей извилистости. Пристань построена на основе крепких деревянных свай; она достигает 200 метров в длину и 80 метров в ширину; небольшие каботажные суда могут швартоваться на её оконечности, где глубина воды немного выше 2 метров...».
* – в российских источниках этот район именуется «солдатская слободка».
Можно сравнить с видом Бердянска, сделанным Дюраном-Браже 15(27) мая 1855 года –

Остаётся мечтать, что когда-нибудь книга Клуэ появится в оцифрованном виде в какой-нибудь французской библиотеке. В своё время я бы её обязательно приобрёл, но цены у западных букинистов ого-го! ))) Так что пока помечтаем-с!
Традиционно напоминаю, что почитать о захватывающих событиях того периода можно в книге-бестселлере «Крымская война на Азовском море»!